КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»
А
Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество.
Тем не менее, древнерусское общество подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
А
КАТЕГОРИИ ЗНАТИ
Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика.
Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.
Младшая дружина (отроки, будущие дворяне). Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Тиуны, огнищане, конюхи — высокопоставленные княжеские и боярские слуги.
Княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя).
Мытник (человек, собиравший торговые пошлины). Вирник(человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления). Емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).
А
УПРАВЛЕНИЕ КНЯЖЕСКИМ ДВОРОМ
Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя).
Княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.
Мечники занималась сбором налогов и штрафов. Ябетники исполняли поручения, связанные с судебным процессом. Отличительной чертой данной категории является возможность простому человеку стать дружинником.
Мечник, вирник, емец, подъездный — судебные чиновники.
Мытник, бирич, метельник — сборщики торговых пошлин, мелкие должностные лица.
Гриди — в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя (IX-ХИ вв.), жили в дворцовых помещениях — гридницах.
Купчина — люди, занимавшиеся торговлей.
А
А
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя.
Княжеские кормильцы, сельские и городские старосты занимали наиболее привилегированное положение среди обыкновенных жителей городов, поселений.
Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань. Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.
А
КАТЕГОРИИ ЗАВИСИМЫХ
Но появилось и зависимое население: закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.
Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.
Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.
Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.
Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом. И всё же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
А
А
БЫЛО ЛИ В КИЕВСКОЙ РУСИ РАБСТВО?
В Киевской Руси несвободной частью населения были и рабы. В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.
Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.
А
ДУХОВЕНСТВО
Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство»(священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.
А