РЕШАЕМ КАРТЫ НА ЕГЭ И ОГЭ ПО ИСТОРИИ: РАЗБИРАЕМ ПРИЁМЫ

карты по истории как делать интеллект

а

В одной из черных, черных галактик располагалась черная, черная планета, а на этой черной черной планете была черная черная страна… в стране — город, в городе — дом, в доме — квартира и там сидел мальчик и тупил, не знал как делать карты по истории к ОГЭ и ЕГЭ… 🙁

Если мальчик не разберется с картами по истории, то его жизнь явно пойдет под откос — завалит ОГЭ/ЕГЭ и всё… В общем, всем сразу стало понятно, что карты — это очень важно, а автор — криворукий сторителлер

Давайте разбираться, как будем улучшать навык работы с историческими картами

а

1. СМОТРИМ НА СОСЕДЕЙ

Когда начинаем работу с картами, нам важно понять, к какому веку или историческому периоду она относится.

Сделать мы это можем, посмотрев на границы государства (или на часть) и на расположение (наименование) соседей, если они есть.

Например, если перед нами карта, где сосед Российского государства Польша / Речь Посполитая, мы сразу понимаем, что такое государство на карте может быть только в период с 1569 г. (Люблинская Уния и возникновение РП) и до 1795 г. — третьего раздела Польши.

Если нейминг государства «Герцогство Варшавское» — перед нами карта периода 1807-1815 гг. Именно в 1807 г. (после подписания Тильзитского соглашения) оно возникло и в 1815 г. исчезло, когда Венский Конгресс признал территорию за Россией.

а

а

2. СМОТРИМ НА НАЗВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В процессе эволюции государство и его предки меняли названия и границы. Если перед нами на карте подписано (в легенде карты или на полотне) «Древняя Русь» — перед нами карта государства в 9 — начале 12 века.

Если видим пунктирные границы, наименования Ростово-Суздальского (или позже Владимиро-Суздальского), Смоленского, Черниговского княжеств, вероятно у нас уже эпоха Феодальной Раздробленности — а это уже время 1130-1450-е гг. (примерно 12-15 вв.)

Если глаз заметил «Российская Империя» — перед нами карта 18 — начала 20 веков.

а

Как повторять выученный материал

а

3. СМОТРИМ НА СОСТАВ ТЕРРИТОРИЙ В ГОСУДАРСТВЕ

Чтобы понять, что у нас за время и процессы, надо обращать внимание на границы.

Если мы видим в составе Московского княжества Новгород или Тверь, у нас может быть карта с середины 15 века. Мы помним, что эти земли вошли в состав государства при Иване 3 (1462-1505).

Также примечательным будут территории Прибалтики в составе государства, особенно если они помечаются неймингами, принятыми с 17 века — Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия — перед нами границы после Ништадтского мира 1721 г. или, возможно, карта посвящена событиям первой четверти 18 века.

а

а

4. СМОТРИМ НА ДВИЖЕНИЯ НА КАРТЕ И ЗНАЧКИ СРАЖЕНИЙ (ВОССТАНИЙ)

У каждого значимого события на карте важный подтекст. Поэтому, когда мы готовим карты по темам войн/восстаний мы должны запоминать главные геолокации событий.

Например, если мы учим восстание/крестьянскую войну Разина, нам важно глазом зацепить такие города как Астрахань, Царицын (именно там были установлены проказацкие городские правления) и Симбирск (мы помним, что Разин пытался взять Симбирск, но не получилось).

Если мы работаем по восстанию Пугачева, нам важно помнить такие города как Казань (важный город, который Пугачев так и не взял), Уфу (место формирования башкирского объединения Салавата Юлаева), Татищеву крепость (городок, который пугачевцы взяли) и т.д.

Если вы по каждой разобранной войне/восстании будете запоминать специальные локации (города, крепости и т.д.), то работа с картами пойдет быстрее.

а

а

5. ТРЕНИРОВАТЬ НАСМОТРЕННОСТЬ

Посмотрели тему, не жалейте время на работу с исторической картой.

Купите атлас по истории, порисуйте, поотмечайте или сделайте небольшие записки по каждой карте — по каким аспектам мы ее должны запоминать.

а

И САМОЕ ГЛАВНОЕ — РЕШАЙТЕ ТЕСТЫ ПО КАРТАМ 🙂

Мы кстати добавили карты в раздел практики, приходите — решайте 🙂

а

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *